МБОУ Зайцевская ОШ
деревня Зайцево Ярцевский район Смоленская область
  • Организация питания в образовательной организации

    Здоровое питание школьника – залог успеха в учебном году!

    Ответственные за организацию питания:

    в 1-9 классах -О.А.Матюхова , зам.директора телефон- 8(48143)9-85-60 


    Телефон "горячей линии"  8-800-200-34-11 (звонок бесплатный)

    Правильное питание школьника – залог его здоровья!

    Осенью организму нужна особая продержка. Для правильной и бесперебойной работы иммунитет нуждается в сбалансированном питании, которое должно включать полезные продукты.

    Оптимальное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов, и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни.

    Важнейший период жизни человека – школьный возраст, пора от 7 до 17 лет, время физического, интеллектуального, нравственного становления и активного развития. Для формирования и сохранения физического и психического здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно грамотно организовать питание школьника.

    Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к

    полезной еде. Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и  важности питания для поддержания здоровья.

    Основные принципы питания школьников следующие:

    - четкий режим питания учитывающий ритмичность протекания физиологических процессов в организме и предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные часы способствует полноценному усвоению пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний.

    Обеспечение разнообразия продуктов питания, формирующих рацион. В питании обязательно должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла.

    Приготовление блюд преимущественно из свежих продуктов, с соблюдением сезонности, допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты. Продукты, используемые в питании детей должны быть качественными и безопасными. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

    Детям не рекомендуется ряд продуктов и блюд. К ним относятся продукты, содержащие аллергены, эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины, некоторые специи (черный перец, хрен, горчица).

                Ребенка школьного возраста важно не перекармливать, несмотря на возросшие нагрузки. Лучше акцентировать внимание на качестве рациона: он должен быть богат белком (мясо, рыба, яйца, молочные продукты). Особенно важен белок на завтрак. В утреннюю трапезу школьника оптимально включить одно из таких блюд, как: омлет, молочная каша, творожная запеканка или бутерброд с отварным мясом на зерновом хлебе. Сладкие и калорийные блюда (домашние блинчики, оладьи, сладкие каши), напротив, не подойдут. Сахар спровоцирует резкое повышение и столь же стремительное снижение глюкозы в крови, и уже через 1,5-2 часа ребенок почувствует усталость и сонливость

    «Школьное питание – это залог здоровья подрастающего

    поколения».

    За простыми словами «школьное питание» стоит здоровье детей. Различные болезни органов пищеварения у детей и подростков, по данным валеологов, занимают 3-е место. Поэтому одним из важнейших факторов сохранения здоровья учащихся является организация правильного питания не только дома, но и в школе, где дети проводят большую часть времени. Врачи считают, что ухудшение здоровья детей и подростков связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.

    Здоровое питание для школьника

    Пирамида здорового питания

    К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий   подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ   требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

    Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты —источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

    Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть   абсолютно   уверены,   что хотя   бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

    Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

    Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю приходится от 20   до 30% от общих суточных затрат энергии.

    В             пищевом             рационе             школьника            должна               присутствовать в необходимых количествах клетчатка- смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

    Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

    Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса.

    Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет, и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

    В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65— 60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока 500

    мл. Следует   иметь в виду, что 100 г молока   соответствует 12   г сухого молока или 25 г сгущенного.

    Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.Пища –      единственный      источник, с                    которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию.

    Нормальная деятельность головного   мозга и   организма зависит в   основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.

    Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.

    К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).

    Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными                                              солями и                                                                        витаминами. Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка.

    Белки    животного    происхождения     должны     составлять не     менее 50-60% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость. В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов. Например, применение в жаркое время напитка     «Бифидок»     приводит к      снижению заболеваемости      дисбактериозом. Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.

    Овощи – необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения.

    Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром

    организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь. Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.

    В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.

    Принципы сбалансированного питания

    • если   ограничить   углеводы,   в   «топку»   пойдут    белки и    жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;
    • в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится   сухой и   дряблой, волосы   тусклыми, а   ногти ломкими;    худеем за счет потери белка мышц;
    • совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;
    • процесс    приготовления    пищи    должен    проходить    так,   чтобы       сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить  или   тушить; от     жареной пищи           лучше  отказаться.

    Рыба и           морепродукты           — это здоровая       пища. Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.

    Овощи — это продление жизни.

    В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка,

    приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку.

    Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинки др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.

    Все знают, что фрукты полезны.

    В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы. В семечковых (груши, яблоки)— фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью.

    В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества.

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует:

    Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора.

    Зелёный цвет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.

    Желтый цвет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

    Красный цвет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

    http://www.liceum4.ru/images/stories/articles/16102010/food/007.jpg

    Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

    Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание наших детей.

    ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

    1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
    2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.

    1. Ребенок должен питаться не менее четырех раз в день.

    Учащиеся должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), с 9:15 до 11:30

    • горячий завтрак в школе, в13:10—15:00 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30
    • ужин (дома).

    1. Следует употреблять йодированную соль.
    2. В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно- минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
    3. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
    4. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
    5. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен   быть   скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
    6. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

    Рекомендуется   употреблять   пищу,   состоящую   на 15   −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

    Пища плохо усваивается (нельзя принимать):

    • Когда нет чувства голода.
    • При сильной усталости.
    • При болезни.
    • При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
    • Перед началом тяжёлой физической работы.
    • При перегреве и сильном ознобе.
    • Когда торопитесь.
    • Нельзя никакую пищу запивать.
    • Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.

    Рекомендации:

    • В питании всё должно быть в меру;
    • Пища должна быть разнообразной;
    • Еда должна быть тёплой;
    • Тщательно пережёвывать пищу;
    • Есть овощи и фрукты;
    • Есть 3—4 раза в день;
    • Не есть перед сном;
    • Не есть копчёное, жареное и острое;
    • Не есть всухомятку;
    • Меньше есть сладостей;

    • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

    Здоровое питание – это

    ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.

    А также…

    Умеренность.

    Четырехразовый приём пищи. Разнообразие.

    Биологическая полноценность.

    БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!

    Понедельник - пятница
    10:50после 3-го урока
    1-9 классы
    Диетического меню в школе  нет, так как нет детей, нуждающихся в диете.

    Документы не выбраны

    Полезные материалы

    Фото столовой

    Школьная столовая
    Режим работы столовой: 8.30 - 15.00. 

    Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации

    Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию

    Ответы на вопросы родителей по питанию
    Обратная связь для родителей обучающихся
    Оставьте отзыв о нашей работе или задайте вопрос, чтобы сделать нас лучше

    Документы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie