Родителям
Помощь
Министерство образования и науки Смоленской области (далее – Министерство) в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2023 № 07-7395 направляет информационные материалы, направленные на привитие детям навыков безопасного участия в дорожном движении:
https://disk.yandex.ru/d/1wf9bnUdF782Jw/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8\
https://disk.yandex.ru/d/1wf9bnUdF782Jw/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%20%D0%A2%D0%92;
https://disk.yandex.ru/d/1wf9bnUdF782Jw/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9
Уважаемые родители! Ссылка на сайт, где размещены фильмы и видеоролики о пагубных последствиях приема наркотических средств несовершеннолетними
https://общее-дело.рф/video/
Профилактика суицидального поведения детей
О чем важно знать родителям
Дерево держится корнями, а человек - семьей
Родители могут снизить риск возможного суицидального поведения:
- вовремя распознать признаки суицидального поведения у ребенка
- суметь оказать своевременную поддержку
- вовремя при необходимости обратиться к специалистам
Что такое суицид
- Суицид (самоубийство) - осознанное лишение себя жизни.
- Суицидальное поведение – понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими - либо действиями, направленными на лишение себя жизни .
«Самоубийство совершается в особую исключительную минуту жизни, когда черные
волны заливают душу и теряется всякий луч надежды.»
Н.А. Бердяев, О самоубийстве. — Париж, 1931. — 46 с.
Важно принимать во внимание особенности подросткового возраста
- противоречивость чувств, импульсивность
- сочетание чувствительности, ранимости, романтизма и жестокости , холодности
- завышенная самооценка и неуверенность в себе
- отказ от общепринятых норм поведения и подчинение себя
случайным «кумирам»
- поиск и включение в значимую для подростка группу сверстников
- отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу
- максимализм в оценках и неспособность к принятию
аргументированных решений упрямство и внушаемость .
- проявляется интерес к вопросам жизни и смерти, своего места в обществе
- недостаточно развитая способность к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения, повышенная внушаемость, склонность к рискованному поведению
- негативное отношение к общественной морали, установкам
родителей, стилю семейных отношений.
Особенности суицидального поведения в детском и подростковом возрасте
Понятие «смерть» в младшем возрасте воспринимается весьма абстрактно, как что - то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других, детям и подросткам присуща недостаточно адекватная оценка последствий своих действий.
? В дошкольном возрасте дети не считают смерть концом жизни.
? В младшем школьном возрасте дети думают , что смерть невидима, ее отождествляют с привидениями или покойниками, смерть является наказанием за плохие дела, смерть маловероятна, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой .
? Подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности.
Дети и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода.
? психологический смысл подросткового суицида — это « крик о помощи», или «протест, месть» , стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно
? у подростков суицидальное поведение может быть подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, ( телевидение , Интернет, подростковые субкультуры). Подросткам свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.
? наличие взаимосвязи попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
? возникновению суицидального поведения способствует наличие депрессивных состояний
детей и подростков.
Что может стать причиной суицидального поведения подростков
1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство
и ревность
3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи
4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом )
5. Боязнь позора, насмешек или унижения
6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного
проступка), нежелание извиниться
7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность
8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека
10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
?Вербальные (словесные) проявления
- Непосредственные заявления «Я подумаю о
самоубийстве», «Было бы лучше умереть», «Я не хочу больше жить», « Мне скучно в этом мире» и т.п.
- Косвенные высказывания «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», «Мне все надоело», «Они пожалеют, когда я уйду»
- Намек на смерть или шутки по этому поводу.
Многозначительное прощание, иногда шуточное, с другими людьми.
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Поведенческие проявления
? Повышенный интерес к произведениям литературы, живописи, музыки, тематика которых указывает на бессмысленность земного существования, безысходность, содержит призыв покинуть этот мир
? Изменение суточного ритма. Сонливость, несмотря на то, что ребенок вовремя ложится спать. Несоблюдение правил личной гигиены
? Повышение или потеря аппетита (особенно у девочек)
? Вялость и апатия. Подавленность
? Самоизоляция от семьи и любимых людей.Замкнутость.Стремление к тому, чтобы их оставили в покое. Наличие тайны
? Приведение в порядок своих дел. Отказ от любимых личных вещей (возможно раздаривание)
? Потеря интереса к увлечениям, спорту, хобби. Резко снизилось желание ходить в школу,
упала успеваемость
? Появление рисунков с изображением не понятных знаков и символов
? Стремление к рискованным действиям
? Появление на теле, руках, ногах истинных или нарисованных шрамов или порезов.
Появление фотографий ( в телефоне, компьютере) порезов, шрамов, увечий
? Низкая самооценка, неудовлетворенность своей внешностью, превращающаяся в
навязчивую идею
? Звонки или смс- сообщения от неизвестных родителям людей, иногда безименные, очень короткие, после которых ребенок резко меняет планы и куда-то уходит
? Неожиданный интерес к какому-то имени, частое написание его в тетрадях записных книжках учебниках, восхищение его звучанием
? Внезапный интерес ребенка к различным религиям, учениям, философиям.
Как родители могут помочь ребенку в тяжелой эмоциональной ситуации
Родители, близкие люди могут привить ребенку навыки преодоления, совладения со сложными ситуациями, научить справляться со стрессом.
1. Ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: всевозможные виды спорта, пение, танцы. Однако, не следует чрезмерно поощрять в ребенке дух соревнования или стремление к общественному признанию, ведь это тоже давление, которого и так немало
2. Родители должны:
- поддерживать и стимулировать творческий ручной труд подростка. Даже если Вам кажется, что он
«впадает в детство» и ничего полезного не делает ( рисование, плетение «фенечек», украшение
одежды, склеивание моделей ), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение. Через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
- заботиться о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения (в этом помогут занятия йогой, специальные психологические тренинги). Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком , в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания).
- поощрять ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы).
Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто - то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому - то» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.
-поддерживать семейные традиции, ритуалы. Хорошая семейная традиция должна быть интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Семейные ритуалы можно и нужно трансформировать с течением времени, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
- стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давайте подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.).
- научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.
Что защитит ребенка в тяжелой эмоциональной ситуации
индивидуальные особенности
?Сформированное чувство собственного достоинства
?Уверенность в себе и своих силах
?Хорошие социальные навыки
?Готовность обратиться за помощью
?Способность воспринимать опыт других
?Открытость и восприимчивость к новым знаниям
?Способность к взаимодействию
Что защитит ребенка в тяжелой эмоциональной ситуации
семейные отношения
?Доверительные отношения с членами семьи
?Поддержка от членов семьи
экологические факторы
?Качественное питание, сон, солнечный свет, физическая активность, ЗОЖ
Что защитит ребенка в тяжелой эмоциональной ситуации
культурные и социально-демографические факторы
?Приверженность культурным традициям
?Поддержка социального окружения
?Отсутствие друзей с асоциальным и зависимым поведением
?Социальная интеграция (кружки, секции, дома молодежи и пр.)
?Наличие жизненных целей, планов на будущее
ВАЖНО
У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу.
Далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится.
Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя
увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую.
Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Рекомендации родителям
? В вашу задачу входит наладить с сыном или дочерью доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме.
? Важно, КАК вы разговариваете с ребенком. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация, прикосновения передадут ее.
? Говорите с ребенком как равный, а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт или прямолинейно разрешать проблемы, это может оттолкнуть вашего ребенка.
? Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты. Позвольте ребенку излить душу, не перебивая его.
? Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте в этот момент на его стороне, не принимайте сторону других людей.
? Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.
? Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте
рядом!
? Сразу обращайтесь за консультацией к специалисту - неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
? Фонд ВРАЧИ-ДЕТЯМ: сайт помощьрядом.рф
? Общероссийский детский ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
8-800-2000-122 (круглосуточно)
? Телефон экстренной психологической помощи для детей и
взрослых (812) 708-40-41 (круглосуточно)
? Кризисная психологическая помощь
576-10-10 (круглосуточно)
? ГБУ ДО ЦППМС Василеостровского района
715-12-06, http://pms-centr.spb.ru/
Ссылки на интернет источники:
? http://psychlib.ru/resource.php/pdf/documents/VChn-2013.pdf#page=1
? https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2019/01/02/roditelyam- podrostok-i-suitsid